Домовые и не только
|
|
Astarot | Дата: Среда, 18.11.2009, 12:21 | Сообщение # 1 |
 Привратник
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Статус: Offline
| Домово́й (славянская мифология) — дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живёт в каждом доме в каждом семействе. Так определяет сущность домовых словарь. В славянском бестиарии домовые определяются, как невидимые, если не покажутся по собственному желанию, духи, которые могут как ухаживать за человеческим жильём, так и строить всевозможные пакости жильцам. Раскапывая материал, я наткнулся на легенды о происхождении домовых. По одному из поверий, когда Господь Бог изгнал с Неба Люцифера и его сподвижников, те прямиком отправлялись в ад. Но далеко не все туда попали... Те из них, кто сильно был отягощён грехом, попадали в самый центр Преисподней, кто менее - ближе к поверхности земли. Таким образом, нечисть представлена везде. Что же касается появления домовых, то всё то же поверье сообщает о неких "духах", которые раскаялись в своих грехах перед Изгнанием, но так и не были прощены Богом. Это означает, что домовые не бояться икон, но они им "в тягость", ибо постоянно напоминают о наказании - жить вместе с человеком и помогать ему. Прощенье наступает в том случае, если домовой на протяжении 70 лет всячески помогал хозяину жилища. Тогда домовой (дух) получает возможность попасть в Царствие Божие. Но тёмная сторона души домового мешает быть в течении семидесяти лет помощником, поэтому живут долго с людьми. По другому поверию, домовые возникли после неудачной постройки Вавилонской башни – часть людей не просто стала говорить на другом языке, а вообще утратила человеческий облик. На мой взгляд, эти легенды не выдерживают серьёзной критики, так как корни легенд о домовых уходят далеко в дохристианскую эпоху. Деятельность домовых может быть весьма разнообразной, как уже упоминалось, он может как помогать, так и безобразничать. В старину считалось, что разгневанный домовой вполне способен выжить жильца из дома, а то и вовсе спалить дом. Что бы домовой помогал вам, нужно установить с ним хорошие отношения. Для этого в первую очередь надо побеспокоиться об отсутствии энергетического мусора в квартире – домовые его очень не любят. Также домовому полагается периодически давать немного каши и молока, а по первым числам месяца сладости. Традиционно подношения домовому ставились под печку – считалось, что домашний дух обитает именно там, в современном мире обиталище домового сместилось куда-то в район батареи отопления, поэтому подношение лучше поставить туда, если в доме есть животные, то ставить надо в недоступное для них место. Еда должна стоять 2-3 дня, после этого её следует отдать домашним или бродячим птицам и животным, сладости должны лежать до начала следующего месяца. Домовой, хоть и считается двоюродным братом черта, но борется с его силами, защищая человека, поэтому не надо создавать ему в этом препятствий - никогда не оставляйте на ночь на столе колющие и режущие предметы: вилки, ножи, ножницы; соль, перец, чеснок, лук – все это очень мешает домовому бороться против злых сил. Не забывайте здороваться и прощаться с домовым, называя его уважительно «Хозяин». На семейные праздники не забывайте домовому ставить рюмку вина (водку не предлагать) и что-нибудь вкусненькое. При этом говорить: «Хозяин-батюшка, сударь домовой, меня полюби да пожалуй, мое угощенье прими». С рюмкой домового все чокаются. Нельзя свистеть в доме, так как домовой не переносит свиста, он может покинуть дом, причем иногда сразу же. Если вы наладите контакт с вашим домовым, то это сразу же приносит уют и порядок в дом, перестают ломаться техника, протекать трубы, домовой никогда не допустить пожара, несчастного случая, кражи. Домовой может разбудить хозяина утром, если у того важные дела. Может напомнить о забытых делах. Он может также вычищать из квартиры мелкий энергетический мусор, с серьезной порчей ему справиться не под силу, а вот мелочь он разогнать может. Приближение порчи домовой чувствует заранее. Если, к примеру, к вам в гости зашел недобрый человек с черными мыслями, принеся с собой ворох черноты, зависти, то домовой начинает беспокоиться. Если хозяин квартиры не слышит нашептываний домового, то последний пускается на все чтобы обратить на себя внимание. У недоброго гостя может вырваться из рук кружка и разбиться, разлиться что-нибудь на скатерть. Иногда посуда бьется у самого хозяина – это тоже предупреждение. Неприятных гостей домовой старается выжить всеми силами. Он начинает душить их, давить на них. Таким гостям становится у вас неуютно - их все раздражает, им душно, в конце концов у них остается одна мысль - быстрее уйти из вашего дома. В особо серьёзных случаях домовой может даже явится к человеку, в таком случае надо спросить его - «К худу или к добру?», так как явление домового может предвещать как большие неприятности, так и большую удачу, домовой должен ответить - «К худу» или «К добру». Но надо помнить, что даже благожелательно настроенный домовой является проказником – он вполне может стащить какую-нибудь вещь поиграть, но обязательно вернёт её на место. Полезно подарить ему какую-нибудь бижутерию или старые бусы. Для этого надо сложить их в коробочку, положить её в тайное место и не трогать. Если домовой слишком расшалился, полезно его пристыдить вслух, обычно домовой слушается и пытается загладить вину. Но также проказы домового могут означать, что вы его чем-то обидели, в таком случае надо принести ему подношение и попросить прощения. Переезжая в новый дом или квартиру, не забудьте взять с собой своего домового. Для этого покидая старую квартиру, на пороге произнесите: «Хозяин мой, пойдем со мной» или ночью хозяин должен пригласить его, поставив ему угощенье – ломоть хлеба с солью и чашку молока. Говорят: «Батюшка, хозяин мой, добрый мой домовой. Дам я тебе хоромы новые, палаты светлые. Идем со мной, без тебя счастья не будет». Переносят домового в мешке, куда его вежливо просят забраться. Материальным воплощением домового становиться уголек или шило, которое следует положить в мешок. Без приглашения домовой с вами не пойдет. И останется одиноким и покинутым. А со своим домовым благополучье на новом месте вам обеспечено.
Если ты настолько беспечен, что способен допустить удар в спину, то не тебе рассуждать о благородстве.
|
|
| |
Astarot | Дата: Среда, 18.11.2009, 12:29 | Сообщение # 2 |
 Привратник
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Статус: Offline
| Как привлечь домового, если его не было в доме? Выше был описан ритуал как забрать своего домового если Вы переезжаете на новое место жительства. Если же Вы, купив дом в новостройке, переехали туда от родителей (или в других случаях, когда нет возможности забрать домового с собой) привлечь домового можно следующим способом: в полночь (если Вы носите крест, повесьте его на спину) поставьте на стол стакан молока и ломоть хлеба и говорите трижды: "Хозяин мой, приди ко мне домой, будь всегда со мной, здесь твое жилье. Кормилец-батюшка, приди ко мне в новый дом хлеба здесь кушать, молоком запивать, а нам печали и горя не знать. Аминь". оставьте угощение на столе на 3 дня, а потом в знак любви и уважения доешьте хлеб и допейте молоко, оставленное на столе. Вполне естественный вопрос - живет ли у Вас домовой - Вы легко разрешите, обратив внимание на то, как неуловимо изменилась обстановка в доме, как стало светло и уютно, как тоска постепенно проходит. После этого поблагодарите его, поставив угощение. Второй способ пригласить в Ваш дом домового: На новолуние, когда станете ужинать, поставьте два блюдечка с угощением - в одно налейте немного молока и определите его под печкой или у духовки плиты со словами: "Откушай, отпей, дедушка, сколь хочешь, да и живи у меня". Во второе блюдце понемножку положите того, что у Вас есть на столе. Когда станете ставить нужно произнести: "Закуси-откушай, дедушка, сколь хочешь, да и живи у меня". если говорить будете искренне, то домовой непременно явиться и изгонит всевозможную нечисть и останется у Вас.
Если ты настолько беспечен, что способен допустить удар в спину, то не тебе рассуждать о благородстве.
|
|
| |
Astarot | Дата: Среда, 18.11.2009, 12:32 | Сообщение # 3 |
 Привратник
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Статус: Offline
| И напоследок две современных истории о домовых, которые я нашёл на этом сайте Ежик без ножек. Эта история случилась уже в наше время и была добросовестно "отработана" и записана аномальщиками. Дело было в 1988 году. Семья Рыжовых (фамилия изменена) с какого-то времени начала чувствовать себя неуютно в собственном доме. Посуда внезапно (и совершенно "неспровоцированно") валилась на пол и разбивалась, одежда оказывалась изодрана, кот беспокоился и жался к хозяевам. Рыжовы, атеисты, не верящие ни в какой полтергейст, не обращали особого внимания на "безобразия", творящиеся в квартире, хотя и каких-то "земных" объяснений им подыскать не могли. Так было до тех пор, пока не стряслась в доме самая настоящая беда. Было 13 ноября 1988 года. Старшие Рыжовы отправились на работу, дома оставался их 13-летний сын Андрей. Около полудня соседка по лестничной клетке случайно заметила вырывающиеся из-под двери в квартиру Рыжовых клубы дыма. Женщина вызвала пожарных. Взломав дверь, те обнаружили, что Андрей лежит на полу без сознания, а квартира пылает. Пожар удалось ликвидировать довольно быстро. Пацана откачали. Выяснили и причину пожара: по заключению экспертизы, произошло возгорание внутри запертой тумбочки, на которой стоял телевизор. Совершенно непонятным образом. Обратили внимание и на то, что Андрей был испуган. Сильно испуган. Все бормотал, что квартиру подожгли. Кто, не мог вспомнить... Тогда к мальчишке применили гипноз. В трансе Андрей вспомнил, что квартиру подожгло существо, "похожее и на ежика, и на свинью, только без ног"... Что за странное существо, так никто и не понял... Добавим, что после того, как квартира Рыжовых была освящена, всякий "полтергейст" в ней прекратился. Ни специалисты по аномальным явлениям, ни тем более мы объяснить этот феномен не беремся. Дух-паскудник. Историй, подобных описанной выше, было зафиксировано несколько. Они похожи одна на другую, разве что меньший ущерб приносили своим хозяевам "шумливые духи". А вот прямое посягательство полтергейста на человека зафиксировано только одно. И можно было бы говорить о некоторых комических чертах этого "поползновения", если бы... Короче, потерпевшей оказалась девушка лет 17 по имени Галя. До случившегося с нею она была ярой атеисткой, не верившей ни в Бога, ни в черта. Естественно, никакого полтергейста в своей квартире, в которой жила она с детства, не предполагала. Даже когда начались в квартире непонятные явления типа мягких шагов, вздохов и бормотания за стенкой, она склонна была поверить скорее в то, что грезит наяву, чем в присутствие чего-то потустороннего. Даже когда в кухне ее однокомнатного жилища несколько раз сам собою зажигался свет, - она старалась найти какие-то "реальные" объяснения этому... Так было до тех пор, пока однажды ночью во сне не почувствовала Галя, что на нее навалилось тяжелое тело. Попытки сопротивления оказались тщетными. У Гали прервалось дыхание - и она потеряла сознание. Утром, проснувшись, Галина обнаружила, так сказать, материальные следы ночного приключения. Простыня оказалась в крови, тело болело... Было полное ощущение, что ночью произошло совокупление. При этом входная дверь оказалась запертой, а изнасиловавшее ее существо не оставило никаких следов своего пребывания. Галя обратилась к "аномальщикам", хотя, естественно, это решение далось девушке нелегко. Под гипнозом Галя вспомнила внешность насильника, оказавшегося, впрочем, похожим на оперного Мефистофеля. После случившегося Галя сменила квартиру. Больше никаких "инфернальных" посягательств на ее честь не было...
Если ты настолько беспечен, что способен допустить удар в спину, то не тебе рассуждать о благородстве.
|
|
| |
Noctis | Дата: Вторник, 01.12.2009, 15:01 | Сообщение # 4 |
 Luna
Группа: Администраторы
Сообщений: 357
Статус: Offline
| Домовые духи Не персонифицированные божества эти (а также лесные, полевые и др. духи) древнее самых древних из известных славянских богов — Перуна, Велеса, Макоши. Их называли упыри и берегини. Берегини хранили благополучие различных мест и видов природы, а также дом. Упыри, навьи (птицы с душами умерших, прилетающие из вырия (ирия) — рая, неведомой земли на востоке), напротив, причиняли зло. Особенно злыми могли быть души умерших «не своей» смертью и умерших на чужбине, не погребенных по всем обычаям рода с заклинаниями и т. д. Потому навьям топили баню и выставляли на ночь еду, чтоб задобрить. Специалисты считают, что упыри и берегини получили имена примерно в XVI в. Домовых духов множество: домовой, кутный бог, дед, спорыньи и спехи (духи, споспешествующие человеческим делам), дрема (домашнее мирное божество сна) баюнок (сказочник, сказочник ночной, песенник колыбельный), лень, отеть (крайняя степень лени), окоёмы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники) банник (дух бани), злыдни (укр. «бодай вас злидни побили!»), бесы, черти, шишиги (черти с торчащими шишом волосами), кикимора или шишимора (чертиха, божество неспокойных снов и ночных видений) и т. д. Из книги "Мифы древних славян" А.И. Баженова, В.И. Вардугина
Боги уходят в небо ,а неудачники становяться землей но под этим небом и по этой земле ходят люди середины. "Спектр" С. Лукьяненко
|
|
| |
Astarot | Дата: Среда, 02.12.2009, 11:03 | Сообщение # 5 |
 Привратник
Группа: Модераторы
Сообщений: 155
Статус: Offline
| Кики́мора (Кикимра, Кукимора, Кикиморка, Шиши́мора, Шишига, Игонь, Игонг, Сусе́дка, Ма́ра) "Кикимора (по-другому — шишимора) известна не всем восточным славянам. Поверья о ней распространены, в основном, у русских и, меньше, у белорусов. Однако многие черты этого мифологического образа указывают на то, что он сложился в глубокой древности, и скорее всего, под влиянием почитания Мокоши Слово кикимора (и его варианты кикимра, кукимора, кикиморка) состоит из двух частей. Первая часть "кик-" возводится к древнему балто-славянскому корню "кик-/кык-/кук", который имеет значение горбатости, скрюченности (другими исследователя связывается то с глаголом "кыкать" — кричать, издавать резкие звуки, то с существительным "кика" — хохол, чепец). Вторая — "мора" восходит к общеславянскому корню "моръ" — смерть. Вторая часть слова — мора в других славянских языках выступает как самостоятельное слово, обозначающее женских демонов, насылающих на людей ночные кошмары. В польской мифологии мора — это женщина, у которой по ночам душа может отделяться от тела, в виде мотылька проникать в чужие дома и душить спящих. Похожие верования существуют и у южных славян. Другое название — шишимора возводят к русским диалектным глаголам "шишить, шишать" ("копошиться, шевелиться, делать украдкой"), и это довольно точное определение поведения этого существа. Кикиморой, как верят в народе, становится ребенок, проклятый родителями; дочь, загубленная матерью или умершая до крещения. Часто считается, что кикимора поселяется в домах, построенных на "плохом" месте, то есть там, где был зарыт удавленник или неотпетый покойник; где был убит или умер ребенок, или же где похоронено тело ребенка. По источникам XVIII века, кикимора — это ребенок, похищенный или обмененный нечистой силой. В XIX веке полагали, что кикиморы — это дети, рождающиеся от связи девушек с огненным змеем. Кикимора может появиться в доме также вследствие злого умысла, порчи: ее могут "напустить" печники или плотники при постройке дома, желая отомстить хозяевам за какую-нибудь обиду. Они закладывают сделанную из щепок и тряпочек куколку — фигурку "кикиморы" под матицу50 или между бревен в переднем углу. Кикимору обычно представляют в виде маленькой, безобразной, скрюченной старушки, смешной, уродливой, неряшливой, одетой в рвань, лохмотья. Она так мала и суха, что не выходит на улицу, боясь, что ее унесет ветром. Реже считалось, что кикимора — это девушка с длинной косой, нагая или одетая в белую, черную либо красную рубаху, или же крестьянка в головном уборе замужней женщины — повойнике, а иногда — с распущенными волосами. И совсем уже редко ее представляли в облике мужчины. Белорусы верили, что кикиморы — это маленькие девочки, они живут в доме и досаждают членам семьи писком, визгом и шумом. А иные утверждали, что кикимора показывается в виде какого-нибудь животного: свиньи, собаки, зайца, утки, хомяка. Если в доме завелась кикимора — значит, там неблагополучно, "нечисто". Появляясь в доме, она начинала творить мелкие пакости: бросала и била горшки, мешала спать, стучала вьюшкой, кидалась из подполья луковицами, с печи — шубами и подушками; выдергивала волосы у хозяина, перья у кур, стригла шерсть у овец и делала из этой шерсти постели для скота, досаждала людям воем, писком, плачем. В общем, если кикимора завелась в доме, то в нем уже не жить — обязательно выживет хозяев. Но и это не самое страшное. Кикимора, насланная колдуном или "насаженная" в виде куколки строителями, может погубить человека, сжить его со света. Из-за "насаженной" кикиморы в доме чудятся то поросенок, то заяц, мерещатся свист, плач, песни и танцы. никак не могли в этом доме. Посудили старики. Пришлось снимать, раскрывать крышу и этот ряд бревен. Нашли куколку. Маленькая такая, из тряпочек сшита. Наотмашь ее бросили, а потом в печь. С тех пор все кончилось. На Русском Севере полагали, что кикимора стрижет или выщипывает шерсть у овец, из-за чего они плешивеют. Однако кое-где кикимору считали полезной: она-де помогает хозяйке печь хлебы, убаюкивать детей, мыть кринки, ухаживать за скотиной. Любимое занятие кикиморы— прядение и шитье. По ночам она играет с прялкой, веретеном и пряжей, может допрясть за хозяйку, но чаще рвет, мусолит и путает шерсть, жжет кудель, оставленную на ночь без благословения. Прядет кикимора на голбце (часть русской печи со ступеньками для залезания на лежанку. - Авт.), при этом постоянно подпрыгивает и сучит нить не слева направо, а наоборот." "Пытается она и шить, но швы, ею сделанные, неровные, и никакую работу она не может довести до конца. "От кикиморы рубахи не дождешься", — гласит русская пословица. Все это сближает ее с другими женскими персонажами восточнославянской мифологии — срусалкой, женой домового доможирихой, Параскевой Пятницей51. По поведению кикиморы можно узнать будущее: она показывается на печке или пороге дома перед смертью кого-либо из членов семьи или перед какими-нибудь важными событиями. Если кикимора усядется прясть на лавку, стоящую в переднем углу, это также к смерти кого-либо из домочадцев. Предвещая беду, она плачет или громко стучит коклюшками, плетя кружева. Кикимора отвечает стуком на заданные ей вопросы. В народе верили, что если поймать кикимору и выстричь крестообразно у нее на темени волосы, она станет человеком, но на всю жизнь сохранит какие-нибудь недостатки: кривизну, заикание, слабый ум. Кикимора обитает в жилом доме, реже — во дворе, бане, хлеву, на гумне, в курятнике; в пустых домах; в кабаках. В доме выбирает места, которые предпочитает и прочая нечистая сила: за печью или на печи, на чердаке, в подполье. Считается, что кикимора присутствует в доме постоянно, но дает себя видеть или услышать только по ночам. Впрочем, она может появляться только на Святки или в ночь перед Рождеством — то есть тогда, когда на этот свет приходят обитатели загробного мира. В некоторых местностях думали, что до Святок она живет на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. На Святках она рожает детей — шушканов, которые тут же вылетают в трубу и живут на улице до Крещенья (19 января ст.ст.). А на Герасима Грачевника (17 марта ст.ст.) кикиморы становятся смирными, и тогда их можно выжить из дома. От кикиморы защищает молитва, упоминание Божьего имени или же, наоборот, грубая ругань. Самые лучшие обереги от нее — "куриный бог" (камень со сквозной дыркой, старый лапоть или горлышко от разбитого кувшина). Такой оберег вешали над насестом, чтобыкикимора не мучила кур. Чтобы уберечь от нее скот, в хлеву под ясли клали заостренную палку, которой закалывают свиней. Кикиморабоится можжевельника, пояском из которого опоясывают солонки, чтобы она не запускала туда свою мохнатую лапку. А если она начинает греметь посудой и бить горшки, самое верное средство — перемыть их водой, настоянной на папоротнике." "Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. В одном из лечебников XVIII века предлагалось такое средство: "от кикимор в доме положить верблюжью шерсть, когда суседка (тож кикимора) давит — лечение то же, шерсть с рясным ладоном клади под шесток".Кикимору можно было изгнать и с помощью заговора: "Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее"." "Чтобы избавиться от кикиморы, обметают печь и углы в избе, окуривая ее ладоном и приговаривая: "Выходи ты, кикимора-домоваяиз горюнина дома скорее, а не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем, зальют черной смолой. Слово мое твердо. Аминь." "А вот кикимору, насланную колдунами, можно уничтожить только одним способом: отыскать в доме куклу или другой предмет, с помощью которого ее наслали, и с величайшими предосторожностями выбросить его за пределы усадьбы или сжечь. По поверьям, кикимора боится медведя и убегает от него. Об этом рассказывает распространенная быличка.
Если ты настолько беспечен, что способен допустить удар в спину, то не тебе рассуждать о благородстве.
|
|
| |